Руководство кафедры гуманитарных наук

  Семененко Наталия Николаевна - заведующая кафедрой гуманитарных наук, профессор.

Кабинет заведующего кафедрой - 1 корпус (микр. Макаренко 42), 5 этаж, ауд. 501
Телефон: 8 (4725) 45-12-11 доб. 284

Контакты кафедры гуманитарных наук

Наш адрес: м-н Макаренко, 42, ауд. 508
Телефон кафедры:
 8 (4725) 45-12-11
Email: kgn@sf-misis.ru

История кафедры гуманитарных наук

Известно, что инженер в России всегда был не только хорошим профессионалом, но и всесторонне образованным, интеллигентным человеком. Поэтому в СТИ НИТУ «МИСИС» особое внимание уделялось и уделяется преподаванию гуманитарных дисциплин. Сотни, тысячи студентов, получающих разные специальности, приобщаются к высшим ценностям культуры благодаря усилиям кафедры гуманитарных наук. Было время, когда во всех вузах страны процесс гуманитарного образования был идеологизированным и осуществлялся под знаменем марксизма-ленинизма. В определенной степени этот фактор до сих пор оказывает негативное воздействие на отношение к гуманитариям и гуманитарным наукам. Но нельзя забывать, что даже в те времена общественные науки играли в системе высшего образования позитивную роль в воспитании молодежи на лучших традициях нашей славной истории. На кафедрах общественных наук работало немало достойных, честных, порядочных людей, искренне преданных идеалам того времени, в которое они жили и трудились.

Очевидно, что самой важной составляющей высокого качества образовательного процесса на любой кафедре является профессорско-преподавательский состав. В 1979 году, когда был открыт Старооскольский филиал МИСиС, занятия по обществоведческим курсам, в частности по истории КПСС, начала вести Гильда Фридриховна Цейлер – директор университета марксизма-ленинизма при горкоме КПСС.

Об этом периоде Гильда Фридриховна вспоминает: «Мне поручили вести лекции и семинары по истории КПСС.  Через две недели с проверкой приехала комиссия из головного института. После лекции и семинара ответ­ственный за гумани­тарный блок, улыбаясь, сказал, что был готов к тому, что здесь, на периферии, и нормаль­ного-то учителя средней школы найти нельзя, а у нас все оказалось на хорошем уровне».

Затем появились первые штатные преподаватели-«гуманитарии»: кандидат филологических наук, доцент Леонид Сергеевич Морозов (иностранный язык), кандидат исторических наук Александр Петрович Носов (история КПСС и научный коммунизм), преподаватель Людмила Даниловна Морозова (русский язык на подготовительном отделении). Для обеспечения студентов литературой и методическими материалами по обществоведческим дисциплинам в 1984 г. был создан кабинет истории КПСС, заведующим которого стала Наталья Александровна Кудрявцева (в настоящее время – начальник отдела кадров института). Она же вела и практические занятия по истории КПСС. Книги для кабинета были переданы из библиотеки ОЭМК, все периодические издания по общественным наукам – из библиотеки МИСИС. Кабинет играл огромную роль в подготовке студентов к семинарским занятиям по истории КПСС, философии, политэкономии и научному коммунизму. В кабинете были сосредоточены все периодические издания по гуманитарным дисциплинам, так как читальных залов еще не было. С сентября 1989 года заведующей кабинетом общественных дисциплин стала выпускница ВГУ Елена Николаевна Маслюк.

Позже в институт из городского комитета ВЛКСМ преподавать фи­лософию пригласили Лари­су Николаевну Алек­сееву. А через некоторое время А.П.Носов привез из Москвы выпуск­ницу МГУ Елену Эдуар­довну Пластинкину (Воро­бьеву), специалиста в области политэкономии.

Таким образом был собран коллектив, который мог полностью обеспечить преподавание дисциплин гуманитарного блока в СОФ МИСИС.

Все это позволило в 1983 году организовать секцию общественных дисциплин. Заведующим секции стал А.П.Носов. Александр Петрович в то время был единственным кандидатом исторических наук, самым квалифицированным специалистом в области обществознания в городе. Не случайно с первых дней работы в институте он был приглашен преподавать в Университет марксизма-ленинизма при горкоме партии, принимал активное участие в деятельности городского общества «Знание», был членом идеологической комиссии горкома партии и парткома ОЭМК, заместителем секретаря партбюро института.

Преподаватели общественных дисциплин прилагали большие усилия по популяризации и распространению исторических, философских, экономических знаний в студенческой среде, по воспитанию у молодого поколения любви к родной земле, гуманизма и сострадания к людям, высоких нравственных качеств, которые всегда были присущи российской интеллигенции в целом, и технической интеллигенции в частности. Эти задачи остаются приоритетными для нас и сегодня.

 Постепенно увеличивалось число преподавателей гумани­тарных дисциплин. А в ноябре 1992 года, после открытия дневного отделения, были образованы две секции: секция гуманитарных дисциплин (заведующий – к.и.н., доцент А.П. Носов) и секция ино­странных языков (заведующий – старший преподаватель А.В. Кошелев).

Со временем секция пополнилась такими препода­вателями, как Зинара Зиевна Мухина, Игорь Борисович Орлов, Александр Иванович Гончаров, Любовь Евгеньевна Миловидова, Татьяна Аркадьевна Перескокова, Станислав Владимирович Канныкин, Елена Анатольевна Пушкаренко, Светлана Сергеевна Самсонова, Валентина Сергеевна Болотских, Татьяна Сергеевна Киселева, Наталья Васильевна Волкова, Наталья Олеговна Венкова и др.

В 2000 году к кафедре иностранных языков и культуры была присоединена секция гуманитарных дисциплин. Таким образом была создана кафедра гуманитарных наук.

 Кафедру возглавила 3.З.Мухина. Имея значительный опыт организаторской и научно-педагогической работы, она успешно справилась с задачами организации учебного процесса и обеспечения его высокого качества. В то время многое приходилось начинать с нуля: писали первые учебные пособия, приобретали технические средства обучения и наглядные материалы и т.п. З.З. Мухина умело организует творческую работу кафедры и в настоящее время, благодаря ее активной поддержке четырнадцать преподавателей кафедры стали кандидатами наук.

Первыми в 2000 г. защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Л.Е.Миловидова, кандидата педагогических наук – Т.А. Перескокова, в 2002 г. – кандидата экономических наук В.В.Демина, кандидата педагогических наук – С.А. Отинова, кандидата философских наук – С.В. Канныкин. Кандидатами исторических наук стали А.П. Никулов, Л.Н. Пивоварова; кандидатами филологических наук стали Л.Н. Анпилова, Е.А. Головчанская, Т.И. Баева; кандидатами педагогических наук – А.Б. Самсонова, О.А. Шевченко, Е.А. Акулинина, С.Ю. Годунова.

Кроме того, кафедра пополнилась и новыми преподавателями-кандидатами наук: Людмилой Александровной Виликотской, Владимиром Ивановичем Велигурой. Так формировался и качественно рос преподавательский состав кафедры. Сегодня этот процесс продолжается.

В настоящее время обучение студентов дисциплинам гуманитарного блока осуществляют более 20 преподавателей (кандидаты исторических, философских, филологических, педагогических наук, аспиранты, соискатели ученой степени). Подавляющее большинство из них имеют большой опыт педагогической деятельности.

Образовательная и воспитательная деятельность кафедры направлена на формирование мировоззрения и духовных основ личности специалиста, обладающего не только профессиональной компетентностью, но и всесторонней образованностью, высокой культурой – неотъемлемыми качествами российской интеллигенции.

Преподаватели кафедры работают над созданием уникальных в практике отечественной системы высшего образования учебно-методических комплексов для технических вузов по всем социальным и общегуманитарным дисциплинам с учетом требований не только к знаниям, но и к общей культуре обучающихся. Это способствует совершенствованию организации образовательного процесса, а именно – целенаправленной методической работе на кафедре, внедрению современных методов и средств обучения, созданию наиболее благоприятных возможностей для широкого обмена педагогическим опытом и повышения творческой активности преподавателей в реализации образовательных программ.

При преподавании практически всех дисциплин используются инновационные педагогические технологии, благодаря чему повышается их практическая эффективность и привлекательность. Это относится и к преподаванию курса отечественной истории. Так, кандидат исторических наук, доцент Владимир Иванович Велигура и кандидат исторических наук Анатолий Павлович Никулов в своей работе применяют технологию обучения с использованием практикума и рабочих тетрадей, на занятиях широко используют материалы по истории Оскольского края, что способствует воспитанию гражданственности и патриотизма, развитию творческого мышления студентов.

Ярко выраженный творческий подход характерен для программы по курсу «Русский язык и культура речи», автором которой является доцент Лариса Николаевна Анпилова. Недостаточная речевая культура заметно снижает рейтинг делового человека, а это может пагубно сказаться и на оценке его профессиональной деятельности. Поэтому Л.Н. Анпилова, используя самые разнообразные приемы и методы на занятиях, стремится к тому, чтобы студенты не только повысили свою грамотность, но и приобрели навыки использования соответствующих той или иной ситуации языковых средств, повышали общеречевую культуру. Между преподавателем и студентами всегда устанавливается личностный контакт.

Философию преподают кандидаты наук, доценты С.В. Канныкин, Д.В. Третьяков, старший преподаватель Л.Н.Алексеева, которые вводят студентов в мир философской проблематики, учат их понимать не только других людей, но и, прежде всего, самих себя, знакомят студентов с сущностью и содержанием всего многообразия мировоззренческих ценностей, а также прививают умение логически мыслить, излагать свои мысли доступно, грамотно, отстаивать занимаемую позицию. На семинарах студенты пробуют себя в творческом применении философских знаний к анализу различных явлений духовной культуры. Знакомясь с архивом философской мысли, они высоко оценивают роль философии в формировании личностного мировоззрения, осознании своих принципов, прояснении смысла фундаментальных для культуры и каждого человека понятий – истины, добра и красоты. Именно в этом пробуждении интереса к духовным проблемам, их актуализации в контексте современности, сопряжении с личностным бытием и заключается важнейший результат философской олимпиады, которую ежегодно организуют преподаватели кафедры.

Занятия по культурологи, истории мировой культуры, истории культуры России в разные годы вели доценты З.З. Мухина, С.А. Отинова, С.М. Логачева, Л.Н. Анпилова, а также старший преподаватель О.В. Лабозина. На лекциях и семинарских занятиях широко используются видеоматериалы и другие наглядные пособия. Особое внимание преподаватели уделяют художественной практике, которая предполагает приобщение студентов к социально-культурным ценностям, развитие способностей, навыков и умений студентов в области самодеятельного творчества, повышение их эстетической и художественной культуры.

По инициативе З.З. Мухиной в 2001 году был создан Университет культуры (в настоящее время функционирует как общевузовское структурное подразделение), который возглавила отличник народного просвещения, ветеран труда Тамара Леонидовна Ярошенко. С ее именем связано рождение в стенах СТИ академического хора «Камертон», в составе которого с первых дней вместе со студентами пели и преподаватели кафедры Л.А. Виликотская, Л.Н. Пивоварова, З.З. Мухина и др.

В Университете культуры дифференцированно использовались самые разнообразные формы и методы работы. В соответствии с поставленными задачами были установлены контакты со старооскольскими творческими организациями и различными культурными учреждениями города: Старооскольским театром для детей и молодежи, художественным музеем, Домом ремесел и др. А в программы курсов «Культурология» и «История культуры России» было включено обязательное посещение всеми первокурсниками 2 – 3 раза в год театральных представлений. На протяжении многих лет в специализированной аудитории постоянно действовали выставки изобразительного и прикладного искусства. На занятиях практикуются также концерты классической музыки (для передачи духа и особенностей эпохи) в исполнении музыкантов – работников Университета культуры.

К искусству обстоятельно и последовательно мыслить студенты приобщаются при изучении курса логики. Его ведет доцент С.В. Канныкин. Занятия по логике проходят всегда интересно и с максимальным коэффициентом полезного действия, ибо представляют собой, как правило, тренинги, направленные на формирование практических навыков правильного мышления.

Умению ориентироваться в многомерном социальном пространстве, определять в нем собственное место и свою социальную роль, самореализации и продвижению в системе статусных иерархий учит студентов Л.Н. Алексеева в рамках курса социологии. Под руководством Ларисы Николаевны студенты принимают участие в международных и всероссийских прикладных социологических исследованиях «Потребление и стиль жизни», «Аудитория средств массовой информации» и др.

Курс политологии в институте ведут доценты Елена Анатольевна Пушкаренко и Лидия Николаевна Пивоварова. Они обучают студентов умению не только понимать смысл тех или иных политических событий, но и видеть политическую перспективу.

Преподавание курса «Правоведение» помогает будущим специалистам сформировать научные представления о различных системах и отраслях права. Курс «Правоведение» ведут доценты Е.А. Пушкаренко и Т.А. Перескокова. На занятиях студенты анализируют законодательные и нормативные акты, участвуют в дискуссиях по толкованию и применению юридических норм.

Психологию и педагогику, а также психологию управления много лет преподавала кандидат психологических наук, доцент Л.Е.Миловидова. Применяемые ею игровые технологии и тренинги помогали студентам, образно говоря, с улыбкой расставаться со своим психолого-педагогическим невежеством. На занятиях, проводимых Любовью Евгеньевной, царила непринужденная и доброжелательная обстановка (конечно, в сочетании с высокой требовательностью). Сейчас этот курс читает кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Перескокова.

Для студентов некоторых специальностей введен курс «Культура делового общения». Доцент кафедры Лидия Николаевна Пивоварова знакомит студентов с историко-социальным развитием и многообразием форм человеческого общежития и общения, а также обучает формам корректного поведения в деловой сфере. Студенты отмечают активное взаимодействие с преподавателем, реализуемое в свободном диалоге, деловые игры, использование видеофрагментов и т.п.

Уже в первые годы к преподаванию иностранных языков были привлечены опытные педагоги-практики города: Светлана Сергеевна Самсонова, Наталья Олеговна Венкова, Наталья Васильевна Волкова, Нина Михайловна Демирова, Елена Викторовна Акулинина, Ольга Александровна Шевченко, Алена Борисовна Самсонова, Наталья Ивановна Морева, Марина Анатольевна Черникова, Наталья Валерьевна Ряполова; преподаватели немецкого языка – Елена Александровна Головчанская, Ирина Семеновна Шаманова. Именно эти люди обеспечивают высокий уровень подготовки студентов СТИ – будущих специалистов. 

Преподаватели кафедры формируют навыки использования иностранного языка и в профессиональных целях, в том числе для бизнес-коммуникации, поиска и получения информации, устного и письменного международного общения. Студенты, проявившие интерес к иностранным языкам, имеют возможность углубить их изучение в рамках дополнительных (факультативных) занятий.

После завершения вузовской программы учащиеся могут продолжить обучение в школе иностранных языков при кафедральном Центре гуманитарной подготовки (ЦГП), получить сертификат и работать в фирмах и организациях, где востребованы специалисты с лингвистической подготовкой.

Преподавание иностранных языков базируется на широком применении современных педагогических технологий. Активно используются разнообразные технические средства обучения. На кафедре имеется большая аудио- и видеотека. Преподаватели иностранных языков много внимания уделяют внеаудиторной работе со студентами. Традиционными стали страноведческие олимпиады, конкурсы технического и поэтического переводов и т.п.

Систематически организуемые руководством института и кафедры стажировки в странах преподаваемого языка, разнообразные курсы и семинары, проводимые с участием представителей зарубежных издательств (“Longman”, “Cambridge”, “Express Publishing”, Института немецкого языка им. В. Гете и др.), позволяют преподавателям постоянно быть в курсе новых тенденций и достижений в области методики преподавания и повышать свой профессиональный уровень.

Преподавание всех учебных дисциплин имеет авторское учебно-методическое обес­печение: учеб­ные про­граммы и тематические планы, методические разра­ботки для проведения семинарских и прак­тических занятий, тесты, учебники и учебно-методические пособия активно используются как на занятиях, так и в процессе самостоятельной подготовки студентов. Только за последние пять лет преподавателями кафедры опубликовано более 120 учебно-методических работ.

Преподаватели кафедры активно участвуют в международных, всероссийских и региональных научных конференциях, различных конкурсах. Так, например, в 2003 г. преподаватель Е.А. Головчанская стала обладателем гранта DAAD для прохождения стажировки в Германии, а в 2004 году доцент С.В. Канныкин в составе группы исследователей из ВГУ получил грант программы «Университеты России» по теме «Текст и его понимание».

При кафедре организована Исследовательская лаборатория проблем культуры Оскольского края. Лаборатория создана для организации и проведения фундаментальных и прикладных исследований в области отечественной истории, культурологии, педагогики, музейного дела, охраны памятников, изучения материальной, духовной и социальной культуры Белгородской области и Оскольского края.

Под руководством профессора З.З. Мухиной учеными кафедры ведутся историко-краеведческие исследования, результаты которых публикуются в статьях и монографиях, ежегодно проходят научно-практические конференции, организуются студенческие олимпиады и семинары. В 2005 г. кафедра приступила к изданию научного альманаха «Оскольский край».

Одним из результатов исследований истории и культуры Белгородчины, в ходе которых была проделана огромная работа, включающая помимо изучения литературных источников творческие командировки в Дом-музей Н.Ф. Ватутина (с. Ватутино Белгородской области), Историко-краеведческий музей г. Курска, мемориальный комплекс «Прохоровское поле» (с. Прохоровка), музей «Командный пункт Воронежского фронта» (п. Пристень Курской области), Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (г. Москва), Центральный музей Вооруженных сил (г. Москва) и др., стали созданные преподавателями кафедры гуманитарных наук видеофильм «Генерал-молния» и книга «Потомству в пример», посвященные жизни и деятельности нашего земляка, генерала армии Н.Ф. Ватутина.

Событием в культурной жизни не только института, но и города и региона стало издание в рамках лаборатории двух книг фундаментального исследования архивных материалов XVII века Анатолия Павловича Никулова «Оскольские древности»: часть I «Оскольская дозорная книга 1615 года (текст и комментарии)» и часть II «Писцовая книга 1643 года (текст и комментарии)».


Много лет на кафедре велась работа по изучению поискового движения. Результатом этого труда стали фильм о деятельности старооскольских поисковиков и монография  З.З. Мухиной «Это нужно живым…».

В 2015 году доцент кафедры Л.Н. Анпилова совместно со специалистами управления по корпоративным коммуникациям ОЭМК подготовила альбом о творчестве старооскольского художника Ильи Николаевича Хегая. Выход книги стал заметным событием в культурной жизни Белгородчины. Издание было осуществлено при финансовой поддержке УК "Металлоинвест" и личном содействии первого заместителя генерального директора - директора по производству УК "Металлоинвест", депутата Белгородской областной Думы А.А. Угарова. Продолжением этой работы стала книга «Оскольская зима» о творчестве известных старооскольских художников. Эта книга стала замечательным подарком старооскольцам к Рождеству 2016 г.

Кафедра является инициатором проведения конференций гуманитарного направления: «Социокультурные проблемы войны и мира», «Полвека Белгородской области: итоги, проблемы, перспективы», «Язык. Культура. Духовность», «Феномен семьи в ракурсе видения социальных и гуманитарных наук», «Духовно-нравственное воспитание: традиции и современность» (К 100-летию канонизации Святителя Иоасафа, епископа  Белгородского, чудотворца), «Старый Оскол – Город воинской славы». В октябре 2015 г. была проведена международная конференция «Женщины и женское движение за мир без войн и военных конфликтов (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)», в работе которой приняли участие  свыше 160 ученых из более чем 50 городов России, из стран дальнего (Бельгия, Германия, Италия, Китай, США, Франция) и ближнего (Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Украина) зарубежья, представители общественных организаций и СМИ.

 

Под руководством преподавателей кафедры гуманитарных наук студентами выполняются различные исследовательские работы, результаты которых они представляют на конференциях и форумах различного уровня. Среди них лауреаты всероссийского конкурса социальных и образовательных проектов «Свой мир мы строим сами» (2006 г.) Н. Бесхмельницина и Л. Шатохина (руководитель Т. А. Перескокова), победители и лауреаты Всероссийских конкурсов и конференций обучающихся «Юность. Наука. Культура» (2008-2015 гг.) О. Менякина (ЭФ-06), Э. Ахунова (ЭФ-09, А. Заинчковская (ИС-10), С. Дурнева (ИС-10), А. Воробьева (У-12), А. Гончарова (УК-13) (руководитель 3. 3. Мухина), К. Э. Рябцева (АТП-10), О. Божкова. (ИТ-11), А. В. Семчукова, Е. Емельянова (КТ-12), Д. Авдеев (АТ-13), Я. Петров (ИП-13)  (руководитель С. В. Канныкин), Г. Ревняков (ЭМ-08) (руководитель Л. Н. Пивоварова),  победители и лауреаты конкурса по изучению этноистории и этнокультуры Белгородчины С. Дурнева (ИС-11), А. Воробьева (У-12), А. Гончарова (У-13) (руководитель 3. 3. Мухина), Е. Емельянова (КТ/ТМ-12), А. Семчукова (БИ-12) (руководитель С.В. Канныкин), дипломант всероссийского творческого конкурса курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России В. Бабенков (АТП-07) (руководитель 3. 3. Мухина), дипломант областного конкурса работ по вопросам избирательного права К. Колоскова (ЭФ-09) (руководитель Т.А. Перескокова, всероссийских филателистических выставок «Сова — символ мудрости и знания» (2005 г.), «Боевое прошлое Белгородского края» (2006 г.) Р. Мухин (ИС-03) и др. Студенты СТИ НИТУ «МИСИС» успешно выступают на Всероссийских олимпиадах среди технических вузов по русскому и иностранным языкам, организуемых НИТУ МИСИС. В разные годы призовые места занимали Е. Пугачева (АП-03), Ю. Грибановская (ПГС-02), Ю. Башлай (ЭА-05), Е. Гладких (АС-05), С. Студенцов (ОМД-05), О. Моисеева (АС-04) и др.

Спецификой кафедры гуманитарных наук является неотделимость обучающего, научного и воспитательного аспектов работы. Так воспитательное мероприятие становится предметом исследования, а исследовательская деятельность обязательно содержит воспитатель­ный потенциал.

Возглавила воспитательную работу не только на кафедре, но и в институте З.З.Мухина, которая на протяжении семи лет делала многое для создания в аlma-mater «настоящей студенческой жизни», подлинной атмосферы дружелюбия, домашнего уюта, психологического комфорта. Активно ей помогали преподаватели и сотрудники кафедры Л.Е. Миловидова, И.Б. Орлов, Н.В. Нуждина, Т.Л. Ярошенко, С.А. Отинова, Л.Н. Анпилова, И.С. Шаманова и др.

Незабываемы «Вечера галантности или хороших манер», молодежные шоу-программы, «Вечера знакомств», КВНы, новогодние балы, «Круглые столы», конкурсы стенных газет, экскурсионные поездки в музеи и театры Москвы (в это время в Старом Осколе еще не было своего театра) и др.

Семь лет подряд в институте для первокурсников в рамках учебных курсов «Культурология» и «Культура делового общения» проводился «Вечер галантности или хороших манер», на котором студенты показывали свои знания этикета, способность ориентироваться в той или иной ситуации, следуя правилам хорошего тона. По мнению студентов, это был самый интересный, увлекательный и полезный конкурс, победитель которого определялся не только в соответствии с полученными баллами за выполненные задания. Большое внимание уделялось поведению конкурсантов в институте, в группе. Даже, кажется, такая мелочь, как поданная даме рука или отодвинутый стул, могли повлиять на результат. В приветствии, где студенты чаще всего в шуточной форме представляли себя и высказывали мнение об этикете в студенческой среде, участвовала вся команда. Потом решались «загадки», например, как нужно есть тот или иной фрукт. А завершался вечер конкурсом «Приглашение на танец».

В настоящее время кафедра занимается реализацией концепции синтеза гуманитарных дисциплин, призванной способствовать формированию и развитию личности студента, осознающего себя как активного выразителя позитивного отношения к миру и умеющего представить это в понятийной и образной форме; чувствующего, понимающего, сохраняющего и приумножающего красоту мира; стремящегося к совершенствованию своей духовной жизни в процессе восприятия общечеловеческих ценностей; организующего собственное поведение в соответствии с нормами, обусловленными современным этапом развития общества.