Конкурс аналитических работ по философии.

27 октября в нашем институте прошел очередной конкурс аналитических работ по философии среди студентов ВУЗов и ССУЗов. Тема конкурса - «Философия русского фольклора»- стала логическим продолжением темы конкурса в 2017 году – «Философия русского космизма». В обоих случаях рассматриваются проблемы, входящие в концепты «Русская идея» и «Русский мир». Изучение и популяризация ценностей и категорий «Русской идеи» и «Русского мира» как никогда стали актуальной и значимой задачей в наши дни.

Все мы знаем, что в последние годы наша страна сталкивается с различными внешнеполитическими и идеологическими «вызовами». В такой ситуации общество и, в первую очередь, его молодая часть должны иметь четкие нравственные ориентиры и духовные скрепы. О необходимости защиты ценностей «русского мира» и противодействии систематической и одиозной русофобии неоднократно высказывался и Президент России - В.В. Путин. Поставленные Президентом задачи можно решить, только опираясь на многовековое историческое и культурное наследие нашего народа, его изучение и популяризацию.

Фольклор воплощает в себе мудрость и ментальные коды «русского мира» и «русской идеи»; он содержит в себе ответы на извечные философские вопросы о смысле человеческой жизни, о роли личности в истории, о свободе и ответственности. Базисные ценности и смыслы русской ментальности нашли свое отражение в произведениях народного творчества: сказках, легендах, былинах, песнях. В любом из них есть некий сакральный смысл, ментальный код, раскрыть и понять который мы предложили участникам конкурса. Самостоятельная аналитическая работа с фольклорными источниками, их системное изучение, несомненно, будут способствовать в дальнейшем развитию творческого потенциала студенчества, умения практически использовать научные методы анализа, синтеза, аналогии, рассуждать и делать выводы. Работа с русским фольклорным материалом имела целью также привитие интереса к истории и культуре нашей страны, ее философскому наследию, ведь народные сказки, легенды, былины, песни, как ничто иное, наиболее полно и точно воплощают особенности национального характера, душу народа, его историческое предназначение, позволяют заглянуть в глубины дописьменной истории.

Современная молодежь, большую часть времени проводящая в виртуальной реальности, зачастую слабо представляет себе насколько увлекательным, интересным и полезным в плане личностного роста, развития общей культуры могут быть произведения фольклора. Само слово «фольклор» у нее ассоциируется с детскими сказками, но ведь и сказки, и частушки, и былины, и песни являются отражением ментальности народа, сокровищницей его мудрости. Фольклор в символической и образной форме несет в себе скрытые смыслы, над пониманием которых работают и историки, и филологи, и философы.

Мы предложили участникам конкурса взглянуть на произведения фольклора по-новому: не просто вспомнить известные с детства сюжеты, а попытаться дать им толкование с позиции философской науки. Конкурсантам были предложены следующие направления в рамках темы «Философия русского фольклора»:
- герменевтика произведений русского фольклора;
-аксиология русских сказок, песен, былин;
- антропология русского фольклора;
- архетипы русских народных сказок;
- сравнительная характеристика ценностных и смысловых концептов в произведениях русского фольклора и фольклора других народов.

Студенты должны были оформить итоги своей аналитической работы в формате презентации объемом до 20 слайдов и представить их на рассмотрение конкурсному жюри. В состав жюри вошли:
доцент АНОО ВО ВЭПИ, к. философских наук Третьякова Д.В.(председатель),
доцент СТИ НИТУ «МИСиС», к. исторических наук Пушкаренко Е.А.,
зам. директора Старооскольского медицинского колледжа, к. исторических наук Бровкина Л.А.,
доцент СОФ НИУ БелГУ, к. филологических наук Жиляков С.В.,
зам. директора Старооскольского кооперативного техникума, к. исторических наук Жданова И.П.

Организатором конкурса выступила доцент СТИ НИТУ «МИСиС» Пушкаренко Е.А.

По итогам конкурсного отбора места среди участников распределились следующим образом:
1-ое место занял студент АНОО ВО ВЭПИ Васильев М.,
2-ое место заняла студентка СТИ НИТУ «МИСиС» Коротина С., группа С-17 д,
3-е место занял студент СОФ НИУ БелГУ Кривошеев Г.