Демонстрация фильма «Бедные люди. Кабаковы»

26 октября в актовом зале СТИ НИТУ «МИСиС» в рамках фестиваля искусств АРТ-ОКНО состоялся специальный показ документальной ленты, посвященной жизни и творчеству классиков российского современного искусства Ильи и Эмилии Кабаковых, подготовленной музеем современного искусства «Гараж» к 85-летию Ильи Кабакова.

Фестиваль, учреждённый Благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» организован, с целью обеспечения свободного творческого диалога между регионами и культурными центрами России. АРТ-ОКНО объединяет театр, кино, музыку, литературу, живопись, знакомит с признанной классикой и представляет новейшие арт-течения.

Виктория Васильева, сотрудник музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, познакомила всех желающих с творчеством художника Ильи Кабакова, представляющего московский концептуализм. Интересно, что ключевую роль в его творчестве играют тотальные инсталляции, с помощью которых зритель оказывается внутри работы художника, становится его частью и испытывает более глубокие ощущения.

Так, в презентации были представлены следующие инсталляции: «Мусорный человек» – выставка жизни одной личности, «Случай в коридоре возле кухни» – композиция коммунальной квартиры. Инсталляции, получившие наибольшее распространение среди народных масс и мира искусства – это «Лабиринт» (Альбом моей матери), «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» и «Туалет». Первая рассказывает о сложной нищенской жизни самого Кабакова и его мамы. По идее, в конце лабиринта человек оказывается в полной пустоте, слышит песню, а затем голос художника. Все подчинено ритму «вдоха и выдоха», и это редкий случай, когда Илья Иосифович настолько близко подпускает к себе. Вторая инсталляция является культовой, поскольку представляет собой коллективную утопию о космонавте-эмигранте, который выбрался из маленькой комнатки, увешанной советскими плакатами, символизирующими наступление светлого будущего. Наиболее обсуждаемой стала инсталляция «Туалет», написанная в 1992 году. Изюминка произведения состоит в том, что, заходя в уборную ты почему-то оказываешься в самой обычной советской квартире. Данное творение Кабакова вызвало немалый ажиотаж даже среди иностранцев. Они удивлялись и думали, что до перестройки в так называемых «туалетах» проживало 80 процентов населения СССР, а после – все 100. Однако не все так просто. Данную инсталляцию нужно понимать как метафору жизни, воспринимать жизнь не как «сахар», а как данность, где по возможности нужно устроиться наилучшим образом. Работы Кабакова нужно видеть масштабнее и глубже, чем они предстают на первый взгляд перед обывателями. Не секрет, что художника часто обвиняли в злоупотреблении больными темами того времени, но это происходило лишь от непонимания сути его творчества. После увлекательной лекции начался показ фильма «Бедные люди. Кабаковы», снятый к 85-летию концептуалиста. В нём Илья Иосифович рассказывает о нелегкой жизни советских подпольных художников, расцвете русского авангарда, и своей эмиграции в Европу и США. После просмотра зрители имели возможность поделиться впечатлениями и задать вопросы ведущей лекции. Один из слушателей отозвался о кинопоказе критично, якобы режиссёр вложил в фильм политический подтекст и показал Советский союз только с отрицательной стороны. В зале возникла дискуссия, ведь далеко не все разделяли эту точку зрения.

– Во-первых, это абсолютно точка зрения художника, его личный опыт, про который он рассказывал, и никаких политических убеждений и провокаций нет. Глупо обо всём этом говорить, потому что фильм про свободу, про искусство. Прекрасный фильм, прекрасная лекция. Я был недавно на выставке Кабакова в Москве, которая произвела на меня достаточно сильное впечатление. В столице постоянно посещаю подобного рода мероприятия, вот и в Старом Осколе появилась такая возможность, – поделился своим мнением Данил Бурцев, актёр школы-студии МХАТ.

Даже сейчас, несмотря на возраст, Илья Кабаков продолжает творить. Его последняя работа «Под снегом» была выпущена в 2014 году.

«В будущее возьмут не всех» – такое название носят выставки Ильи и Эмили (жены) Кабаковых, имеющих мировой масштаб. Демонстрации работ проходят в Лондоне, галерее «Тейт Модерн», в петербургском Эрмитаже и московской Третьяковской галерее.

В Старом Осколе не каждому знакомо творчество Кабакова и направление концептуализма, но некоторые люди повышают своё культурное развитие путём посещения таких мероприятий, как фестиваль искусств АРТ-ОКНО.

– В свое время я училась в художественной школе, творчество широко известных художников изучала и знала. Идея абсурдности работ Кабакова достаточно чётко прослеживается здесь. То, как он чувствовал мир. Знаете, в какой-то момент, кажется, что на грани шизофрении. Он вроде погружается, но не растворяется в этом абсурде, возвращается в реальность. У Кабакова словно взгляд сверху, он видит безгранично много, и действительно те детали, которые кажутся нам важными, ценными, у него они получаются очень глубокими, – поделилась впечатлениями пенсионерка Инна Александровна Брижатова.

Напомним, что фестиваль искусств АРТ-ОКНО носит благотворительный статус, и любой желающий может приобрести бесплатный электронный билет.

Татьяна Акиншина